Навигация

Календарь

Август 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
34567
8
9
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Мнение эксперта

29.08.2012
Как контролировать свои эмоции на работе?

    Сегодня контролировать свои эмоции на работе считается не просто хорошим тоном. В некоторых компаниях и сферах деятельности умение держать себя в руках является необходимым условием для приема на работу. Чего это стоит на самом деле, и как контролировать свои эмоции на работе без вреда для психики?

    Особые приметы «ненавязчивого российского сервиса» давно канули в прошлое: нынче редко встретишь продавца, стоящего за прилавком «в позе сахарницы» и орущего на покупателя. Крупные фирмы, обслуживающие клиентов и имеющие большие коллективы воспитывают сотрудников посредством разнообразных корпоративных тренингов и семинаров. В результате нас все чаще встречают вежливыми улыбками и доброжелательным отношением. Сотрудники внутри коллектива, кажется, без особых усилий сохраняют беспристрастность и сдержанность.

    Как уже говорилось, сдержанность и умение управлять эмоциями в наше время является хорошим тоном. В некоторых сферах от сотрудников требуют улыбок и позитивного отношения к клиентам (продавцы, официанты и т. д.). В других областях, наоборот, нужно вести себя беспристрастно и лучше не выказывать никаких эмоций вообще (врачи, юристы и т. п.).

    Согласно специальным исследованиям, подавление эмоций довольно сильно изматывает и подавляет психику, причем показное дружелюбие дается несколько легче, чем вечный «покер-фейс».

    Но все мы живые люди. Иногда завышенные требования или несправедливые упреки начальства способны довести нас до слез. Тупость коллег и придирки клиентов вызывают желание накричать, стукнуть кулаком по столу, а то и перейти к более радикальным действиям. Понятно, что даже если нам удается сдержать подобные реакции усилием воли, это отбирает много энергии. А если такие случаи неоднократны и повторяются день за днем?

    Те же исследования показали, что даже простое сохранение спокойствия на работе так утомляет, что сама работа уже к середине дня становится менее продуктивной. Что же говорить о реакции организма на постоянное подавление и сдерживание гнева или обиды?

    Так что же, дать волю эмоциям и разнести все вокруг вдребезги, спросите вы? Если бы это было возможно и не повлекло бы за собой выплату исков за испорченное имущество и нанесенные увечья, то да, для нашей психики это было бы неплохо. Но кроме перечисленных неприятностей, такое поведение может привлечь последователей…, и тогда мир вокруг превратится в хаос. 

    Что же делать? Научиться грамотно сдерживать себя, осознанно контролировать вспышки гнева и обиды еще на начальной стадии, учиться давать волю чувствам вдалеке от посторонних глаз. Психологи утверждают, что суть контроля над эмоциями состоит отнюдь не в том, чтобы их успешно подавлять, а в том, чтобы управлять ими. Непонятно? Попробуем проще.

    Если вас вывели из себя, а вы при этом сохраняете невозмутимое лицо, сдерживаете свои чувства и не даете им вовсе никакого выхода — это нельзя назвать умением контролировать эмоции. Если же вы стараетесь разобраться, почему вас так задел чужой поступок или слова, признаетесь себе, что этот человек вас «достал» и знаете способы «выпустить пар»— это и есть контроль и управление.

    То есть суть контроля такова: нужно признать для себя, что вы что-то вообще чувствуете, а не подавлять какие-либо чувства. Нужно признаться себе, что вы сейчас испытали отрицательные эмоции и не винить себя за это. Требуется разобраться самым тщательным образом, почему именно эта ситуация или человек вызвали именно такие эмоции. Дать эмоциям выход.

    Как контролировать свои эмоции на работе: раздражение 

    Как бы мы ни старались соблюдать Христианские заповеди, но «возлюбить» всех ближних без разбору нам не удастся. Всегда найдется кто-то, кто будет нас раздражать просто одни своим видом, без всяких, казалось бы, причин.

    Если такой человек есть в вашем окружении и вам приходится с ним постоянно контактировать (то есть вы не можете просто с ним не общаться), психологи советуют первым делом постараться понять, что в нем самом или в его поведении так вас раздражает. Это бывает не просто. Потому что некоторые раздражители действуют как бы исподволь, не поддаваясь простому анализу. Но для прояснения ситуации это необходимо.

    Если вам удалось определить причину, вовсе не возбраняется сообщить о ней коллеге, который так плохо на вас действует. Просто поговорить и выяснить причины его поведения бывает достаточно, чтобы он перестал вас раздражать. Если сразу понять причину не удается, постарайтесь присмотреться к человеку, узнать о нем больше, поставить себя на его место. Тогда найти раздражитель будет легче. А может, вы узнаете о нем нечто такое, что отвлечет вас от раздражительных мыслей о нем, и вы перестанете так реагировать.

    В любом случае, важно понимать, что любая работа над собой, как в нашем случае научиться контролировать эмоции на работе, есть ежедневный и кропотливый труд, на который понадобится достаточно времени и усилий. Если вы не дадите шансов лени и действительно заинтересованы в успехе, у вас все получится.

    Психологи считают, что даже люди, у которых раздражительность обусловлена темпераментом (читай: природой) вполне могут научиться владеть собой. И сделать это необходимо, иначе повседневное раздражение может перерасти в более сильное и разрушительное чувство — гнев.

    Как контролировать свои эмоции на работе: гнев

    Гнев — одна из самых сильных эмоций, очень тяжело поддающийся какому-либо контролю. На подавление гнева уходит масса энергии и все равно нельзя сказать, что в итоге это полностью удается.

    Если вам случалось гневаться, вы, наверное, помните свои ощущения в момент «точки кипения» и по мере остывания. Эмоции готовы выплеснуться через край, сознание не рассуждает, не анализирует причины и последствия. Руки дрожат, ноги подгибаются, глаза ищут, на ком бы «оторваться» и выплеснуть распирающие чувства. Когда гнев проходит, наступает реакция: вялость, опустошенность, сонливость. О какой продуктивной работе тут может идти речь?

    Работа над контролем гнева также должна начинаться с себя. В первую очередь психологи советуют понять, какое чувство вы на самом деле испытываете, действительно ли это гнев? Может это страх или другое чувство, которое как бы маскируется под злость и гнев? Затем также хорошо бы понять настоящие причины гнева и проанализировать ситуацию.

    Гнев — та эмоция, которую необходимо выплескивать, иначе она сожрет вас изнутри. Конечно, делать это явно не следует, но можно повернуть свои чувства в несколько иное русло. Например, подключить воображение и представить яркую картину расправы над виновником вашей злости.

    Представьте, как вы даете ему отпор, не бойтесь фантазий, чем они ярче, тем быстрее вы избавитесь от негатива.

    Если нет возможности выйти и предаться фантазиям в данный момент, а вы чувствуете, что сейчас выйдете из себя, постарайтесь просто говорить тише и медленнее, проследите за этим специально, сосредоточьте свое внимание на ритме речи и высоте голоса. Это может остудить ваш гнев, поможет слегка переключиться, сгладить эмоции. Если есть возможность уединиться, попробуйте снять психологическое напряжение с помощью физической нагрузки: поделайте какие-нибудь упражнения, просто поднимитесь несколько раз по лестницам в быстром темпе. Физические нагрузки вообще очень желательны тем, кто испытывает и при этом вынужден скрывать негативные эмоции ежедневно.

    Наверное, вы слышали, что в Японии во многих крупных корпорациях устанавливаются портреты начальников в полный рост. Эти «пособия» предназначены для того, чтобы любой сотрудник мог высказать в лицо начальству, все, что он о нем думает. А то и врезать разок.

    На первый взгляд кажется, что это довольно дико. Но психологи утверждают, что это прекрасный выход из ситуации. Ведь если разобраться, начальник — человек еще более занятой и обремененный обязанностями, чем вы. У него намного больше стрессовых ситуаций и раздражающих факторов, чем у вас. То есть, у него зачастую просто нет времени на то, чтобы сознательно контролировать свои поступки, слова и т. д.

    В хорошей компании, конечно, начальники достаточно грамотны в этом плане и обучены контролировать свои эмоции на работе, но они тоже люди и иногда могут невзначай сорваться. И у них нет времени поговорить с вами, что-то объяснить, извиниться. Поэтому они вовсе не возражают, чтобы сотрудники разобрались с их, скажем так, вторым «я».

    Но выплескивание эмоций с помощью рукоприкладства, скорее, прерогатива мужчин. Женщины — существа более мягкие и ранимые. Это не значит, что они неспособны испытывать гнев, еще как способны! Но у многих из них накал эмоций приводит к банальным слезам.

    Как контролировать свои эмоции на работе: слезы

    Слезы очень трудно сдержать. Если мы можем плотно сомкнуть челюсти, чтобы не сказать лишнего или сжать кулаки в карманах, чтобы не пустить в их вход, то заставить себя не расплакаться практически невозможно.

    Первым делом, опять же советуют психологи, нужно понять, почему у вас именно такая реакция на происходящее, по какой причине вы не можете держать себя в руках? Быть может, всему виной долговременный стресс, крайняя усталость из-за большого объема работы, которая на вас висит в последнее время, плохое самочувствие, болезнь, какие-то переживания, не связанные с работой?

    Когда причина найдена с ней требуется разобраться и как можно быстрее устранить. Никогда не позволяйте себе думать, что это вы виноваты в том, что вас обижают и доводят до слез, не вините себя за это. Конечно, несдержанный человек, привыкший не скрывать эмоций, чаще всего ищет и находит именно тот объект, который позволяет с собой так обращаться. То есть крикун подсознательно чувствует, что вы ему разрешите, ощущает вашу ранимость и неготовность дать отпор. Но вы-то в этом не виноваты. Это его выбор и его вина, а вовсе не ваша. Однако оставлять все как есть нельзя.

    Если вы будете реагировать так, как он ожидает, он будет продолжать вас терроризировать. Вам следует изменить манеру поведения, не дать ему удовольствия увидеть вашу боль и слезы, обиду.

    Легко сказать, но трудно сделать. И тут психологи подсказывают несколько простых способов унять подступившие слезы и не дать себе расплакаться. Во-первых, раз уж вы знаете, чем все может закончиться, к этому нужно быть готовой. С самого начала попробуйте как бы отстраниться от происходящего, понаблюдать за ситуацией со стороны. Пусть обидчик вопит или язвит себе на здоровье, а вы старайтесь не вдумываться в его слова, не воспринимать их на свой счет.

    Попробуйте также представить его в какой-нибудь смешной ситуации, можете даже позабавиться в мыслях, а то и посмеяться вслух.

    Если вы чувствуете, что не можете «держать удар» и слезы близко, обратите все свое внимание на дыхание. Старайтесь дышать чаше и не очень глубоко, сосредоточьтесь на этом, не дайте переживаниям вас захватить и сбить с ритма. Можете выпить воды, считая каждый выпитый глоток — это заставит вас отвлечься. Эти способы хорошо подходят и в том случае, если причина ваших слез не человек, а какая-то конкретная ситуация, которая лишает вас душевного равновесия.

    Здесь мы привели только некоторые самые простые способы обуздать чувства и постарались объяснить, почему важно контролировать свои эмоции на работе, а не подавлять их. Для более успешной работы в этом направлении, конечно, стоит изучить литературу, может, посоветоваться с психологом или записаться на специальные курсы.

    Самое главное — признать проблему, понять ее важность для вашего психического и даже физического здоровья. Это и будет первым шагом к умению владеть собой и грамотно справляться со своими эмоциями.

    Автор Александра Панютина

 

Источник www.domprazdnika.ru

возможно Вам будет интересно:

 
Яндекс.Метрика