Навигация

Календарь

Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
151617182021
22232425262728
2930 

«Не нынче повелось, а исстари...»

«Не нынче повелось, а исстари…»

Праздничный экскурс в историю Екатеринбурга

Праздник – неотъемлемая часть человеческой культуры, яркое пятно на фоне серой повседневности. Это утверждение справедливо по отношению к любой стране и исторической эпохе. Так как же отдыхали и отмечали праздники жители Екатеринбурга XVIII-XIX веков наши предки?

В Екатеринбурге в 1781 году проживало 8 тысяч человек, лишь к концу XIX века численность населения приблизилась к 50 тысячам. Жизнь, как и везде в российской глубинке, текла неторопливо и однообразно, прерываясь воскресными походами в церковь. Праздников было не очень много, да и по большей части были они церковными. В непраздничное время во всех уральских городах одним из самых распространенных развлечений являлось гостеванье. Судя по дневникам екатеринбургского протоиерея Ф.Л. Карпинского (конец XVIII - начало XIX вв.), с частными визитами и на гостевые собрания екатеринбуржцы могли являться друг к другу и без приглашения. Постоянно бывая друг у друга в гостях, представители местного высшего общества тем самым выражали взаимное уважение, отдавали должное чести и достоинству хозяев. Самым худшим наказанием для представителя высшего городского общества была ситуация, когда к нему переставали ходить в гости. Это было своего рода «черной меткой», предупреждающей об угрозе исключения из общества.

В Екатеринбурге второй четверти XIX в., пожалуй, самым гостеприимным домом был особняк купца-старовера П.Я. Харитонова. Жизнь в этом доме «шла самая, что ни на есть веселая, никак не укладывающаяся в нормы поведения старообрядцев. И днем, и ночью рекой лилось шампанское, шла карточная игра по-крупному, когда проигрывались целые состояния». Однако в образованной среде на гостевых собраниях не только играли, но говорили о литературе, искусстве, истории и политике, устраивали публичные чтения литературных произведений.

Помимо походов в гости, на званые ужины и гостевые собрания, любимым развлечением екатеринбуржцев были балы и балы-маскарады. На ученых-естествоиспытателей из Дерптского университета, зимой 1826 г. возвращавшихся домой из экспедиции на Алтай, екатеринбургский бал-маскарад произвел самое отрадное впечатление. «В Екатеринбурге, - писал руководитель экспедиции Ледебур, - я был на блестящем маскараде, где дамские украшения - тяжелые золотые цепи и богатые ожерелья из шлифованного аметистового жемчуга, черного шерля и т.п. - свидетельствовали о богатстве этого края». На маскарадах в горнозаводской столице не только танцевали и забавлялись шутками «масок», но и играли в карты (в бостон) и на бильярде. «Нынешняя зима проведена была здесь самым веселым образом: начиная с генваря месяца до Великого Поста собрания в клубе и балы в частных домах не прерывались», - отмечал журналист Д. Сигов (1834).

Н.П. Нестерова-Анфиногенова, старая екатеринбурженка, вспоминала, что в Екатеринбурге начала XX века в доме «благородного собрания» в зимнее время по субботам бывали танцы для молодежи, а в здании «общественного собрания» устраивались балы. «6-го декабря, - писала она, - был бал, не помню, в пользу кого. Этот бал каждый год менял название, но я запомнила только два - «матросский» и «белый». На первом все присутствующие должны были одеться матросами, иначе платили штраф по одному рублю, а некоторые по 3 и 5 рублей. На «белом» балу все дамы, несмотря на возраст, должны были быть одетыми в белые платья, а мужчины - во фраки, иначе тоже взимался штраф». 28 декабря ежегодно давался бал, который в шутку называли «показом невест». «Барышни», по словам Нестеровой-Анфиногеновой, были в парадных бальных платьях, а их матери - в бархатных или шелковых… Публика держалась почему-то очень чопорно, и на этих балах было скучно».

Не надо думать, что развлекалась только элита. К концу XIX столетия балы, маскарады, клубные вечера, театральные и цирковые зрелища широко проникли и в простонародную городскую среду. Например, любительский театр в городах Урала начал формироваться еще в XVIII в. В начале 1870-х годов местные любители объединились в Екатеринбургский музыкальный кружок (с драматическим отделением). Этот коллектив был безусловным лидером в организации общественной культурно-театральной жизни в Екатеринбурге в конце XIX-начале XX вв. В театральный репертуар входили пьесы А.Н. Островского, Н.В. Гоголя, Д.И. Фонвизина, П.П. Гнедича и др. Ставили любители и оперные спектакли. Ежегодно кружок знакомил слушателей с двумя-тремя новыми операми. В кружок могли записаться все желающие - независимо от возраста, социального положения, профессии, уровня образования. Но, по воспоминаниям Нестеровой-Анфиногеновой, «все крепко дружили, все были равны и очень ответственно относились к делу». На концерты и спектакли музыкального кружка приходила не только «благородная», но и демократическая публика.

В 1900 году в дополнение к старому театру (нынешнее здание кинотеатра «Октябрь») появились зал Маклецкого (ныне старый корпус музыкального училища) и деревянный Верх-Исетский народный дом (находился на месте Площади Коммунаров). В 1912 году в Екатеринбурге построен Новый городской театр (Оперный), что еще более оживило светскую жизнь Екатеринбурга.

Довольно часто навещали Урал и различные гастролеры и, как правило, находили у жадной до зрелищ публики радушный прием. В январе 1849 г. литератор П.Н. Небольсин, живший в Санкт-Петербурге, получил письмо от «екатеринбургского знакомца» - «прямого русского купца, с бородой и мильенами». «Нынешний зимний сезон, - сообщал купец, - у нас замечателен усиленным набегом артистов разных искусств... так что не дают перевести духа... Христиани, виолончелистка Пуччи, пьянист Гверра, вольтижер, калабрийцы-музыканты, панорама, косморама, акробаты, фокусники, ученики Боско... не говорю уже о театре, который не прерывает своих представлений».

Очень быстро полюбился жителям нашего города и кинотеатр. В Екатеринбурге первый киносеанс состоялся в 1896 г. в городском театре. Вскоре в городе действовали уже 5 кинотеатров, и число их со временем росло. Кино с удовольствием смотрела «публика всех классов общества» и в крупных городских центрах, и в маленьких городах, где фильмы часто демонстрировались не в специальных кинотеатрах, а в народных домах, домах «общественных собраний» и пр. В 1915 году в репертуаре местных кинотеатров шли фильмы «Паутина зла», «Пила вино и хохотала», «Разгул с отравленным вином», «Любовь с помятыми цветами», «Любовь и бензин», сенсационный боевик «Грядущая Русь».

В дореволюционном Екатеринбурге, по воспоминаниям Н. Нестеровой-Анфиногеновой, в феврале на середине городского пруда, недалеко от плотины, сооружали из снега и заливали водой две горы, с которых все желающие могли кататься на санках. Рядом возводили балаган с балконом. «Главный паяц» Петрушка приглашал гуляющую публику в балаган на цирковое представление (по мнению мемуаристки, «весьма низкого свойства») и при этом сыпал «шутками весьма вульгарного характера». Билеты на балаганное представление стоили от 5 до 15 коп. «В морозные или ветреные дни тяжело было видеть посиневшего, трясущегося от холода Петрушку».

Другой формой развлечения в Екатеринбурге еще в 30-х годах XIX в. стало катание на масленицу на лошадях «утугой», когда собиралось «саней 30-40, иногда даже 50, и все вместе ездят по улицам».

Гораздо большее значение придавалось горожанами Пасхе. На пасхальной неделе опять ездили друг к другу с визитами. Конечно, местом сбора горожан становились церкви. Как сообщали «Екатеринбургские епархиальные ведомости» за 1 апреля 1912 г., «Убранные внутри зелеными гирляндами из пихты, украшенные цветами, разноцветными электрическими лампочками и пр.», принявшие «вид роскошно декорированных чертогов», эти храмы во время пасхального богослужения оказывались переполненными народом «до крайней тесноты».

Но, несомненно, самыми любимыми праздниками жителей Екатеринбурга были Новый год, Рождество и Крещение. В больших купеческих домах Екатеринбурга в Рождество в «зале» всегда накрывали большой раздвижной стол, на котором «выстраивалось целое полчище разнообразных бутылок, графинов, графинчиков. Впереди них помещался слева огромный разукрашенный окорок, дичь, паштет, потом разные грибы, сыры, рыба, икра и прочее». Принимала гостей с визитами нарядная хозяйка дома, поскольку хозяин, празднично одетый, сам с утра отправлялся в гости. «Гости, больше купечество, приезжали, садились, обменивались праздничными новостями, закусывали и... ехали дальше, а на их место появлялись новые. Так длилось часов до четырех-пяти. К этим часам некоторые гости успевали так «навизитироваться», что только присутствие строгой хозяйки удерживало их от излишней развязности».

К концу ХIХ века в екатеринбургских домах уже принято было устанавливать на Рождество елку. В это же время начали проводить специальные детские, в том числе и общегородские, елки. Н. Нестерова-Анфиногенова помнит, что на них предлагали бесплатно стакан сладкого чая и сдобную булочку. Кроме того, дамы-патронессы на каждый детский билет выдавали маленькую картонную коробочку, наполненную шоколадными конфетами, в коробочку клали также яблоко или мандарин.

Все дети на вечере танцевали: малышня - польку, ребята постарше - разные бальные танцы. Предпоследним танцем была кадриль. Перед началом кадрили лакей обносил танцующих подушкой с наколотыми букетиками матерчатых цветов - «кавалеры» должны были приколоть эти букетики своим «дамам»; после этого второй лакей разносил на такой же подушке «ордена» из посеребренного или позолоченного картона, и «дамы» прикалывали их своим «кавалерам».

4 января в Екатеринбурге, по словам Н. Нестеровой-Анфиногеновой, в помещении «общественного собрания» бывал семейный вечер, на который допускались только ряженые. « Например, в группе из 16 человек 8 кавалеров во фраках и 8 дам, одетых в костюмы цветов мака, гвоздики, хризантемы, колокольчика, ландыша, василька, ромашки, виолы. Эта группа танцевала менуэт и входила в зал под музыку полонеза».

Балы-маскарады, как неотъемлемая часть рождественских традиций, в начале января в Екатеринбурге следовали один за другим. Они, по заключению Д. Сигова, «ничем не уступали столичным... великолепно освещенные залы, неумолкающий гром музыки, беспрерывные танцы - все располагало чувства к приятному ощущению. А дамы и их модные костюмы - это прелесть! Многие из молодых дам были одеты даже в национальные русские платья, бархатные разных цветов сарафаны, обшитые золотыми позументами, с кокошниками на головах и с живописными шелковыми лентами в косах... были также и хорошие маски, с острыми шутками замаскированных лиц».

Праздники не ограничивались только календарными. Бывали масштабные торжества по случаю знаковых событий, таких, как приезд в начале XIX века императора Александра I и открытие Урало-Сибирской промышленной выставки в 1897 году. Были условия и для проведения частных праздников, вроде именин или юбилеев. В середине XIX века состоятельные горожане могли заказать для своего увеселения казенный оркестр и хор, устроить шикарный прием или отобедать в роскошной ресторации в узком кругу родных и близких.

Хоть жизнь и была нелегкой, но атмосфера праздника всегда присутствовала в жизни екатеринбуржцев. «Жизнь без праздников, - говорил Демокрит, - это длинный путь без заезжего двора».

 Алексей Старостин

 

возможно Вам будет интересно:
Комментарии

Добавить комментарий









 
Яндекс.Метрика