Календарные праздники татар Урала (XIX в.)
В народном быту времена года - зима, весна, лето, осень, как правило, не имели строгой календарной даты, обусловленной астрономическими явлениями. Смена времен года испокон веков означала для людей, и особенно для сельских жителей, последовательность сельскохозяйственных работ: это подготовка к севу, весенние полевые работы, уборка урожая, выгон скота на пастбище и т.п. Начало зимы, приближение весны и прочее отмечались в разные сроки в зависимости от географической широты местности и от направления хозяйства. Это было характерно и для татар. Более того, нередко само время года обозначалось названием той работы, которая была главной в тот или иной период.
Обряды и даже народные праздники весенне-летнего цикла не имели строго фиксированной даты проведения. Срок их проведения зависел от погодно-климатических условий каждого года, а конкретный день устанавливался советом аксакалов, наиболее авторитетных старцев. Вместе с тем, анализ показал, что наблюдалась довольно четкая приуроченность одних обрядов ко времени до сева, других - ко дню начала сева, третьих к периоду после завершения сева (отдельных культур или всей посевной).
Ледоход
Ледоход - один из ярких эпизодов, связанных с весенним пробуждением природы. Это время превращалось у татар в своеобразный праздник. Назывался он бозкарау, боз багу - «смотреть лед», а в Осинском, Кунгурском, Пермском, Красноуфимском уездах Пермской губ. - зин кит - «ледоход».
Почти все информаторы рассказывали о том, что поводе на льдинах пускал зажженную солому. В сумерках далеко были видны эти плывущие факелы.
Молодежь шла смотреть ледоход нарядно одетой. Девушки, как правило, держались особняком. Юноши обязательно приходили с гармонистом. Найдя место посуше, умудрялись и поплясать. Смотреть ледоход отправлялись даже в том случае, если река протекала в двух-трех и более километрах. Если река протекала возле деревни, то смотреть ледоход шли все жители.
Этот праздник зафиксирован во всех татарских деревнях. Это и не удивительно, так как особенностью татарских поселений является их расположение у проточной воды.
Интересно, что аналогичный праздник, связанный с ледоходом и половодьем, был и у бесермян. Н.В.Никольский называет его родным для бесермян в отличие от праздников христианского календаря. И у них он не имел особого названия. Н.В.Никольский дает следующее его описание: «Весною, когда тронется лед, домохозяин с семьею своей и пивом и кумышкою идет на берег реки или на мост и оттуда стакан пива или рюмку кумышки, вылив в реку, как бы потчуя ее, приговаривает, чтоб вода прошла благополучно, ничего не повредила и чтоб никого у него не взяла, то есть чтобы будущее лето никто из семьи не утонул. После чего начинается взаимное угощение, оканчивающееся песнями и пляскою парней и девок».[1] Судя по бесермянскому празднику, составной частью которого являлся обряд умилостивления водной стихии, можно предположить, что в прошлом у татар были подобные же магические обряды. Однако первоначальный смысл их давно утерян. В конце XIX в. они оставались лишь увеселением молодежи.
Игры с яйцами
С началом весны, появлением первых проталинок на улицах, переулках, связаны «игры с яйцами». В них принимали участие как дети, так и молодежь, молодые мужчины, женщины. Участники игры объединялись по полу, возрасту. Игра заключалась в следующем: тряпичным мячом или мячом, скатанным из шерсти, с определенного расстояния сбивали яйца, установленные в неглубокие лунки. Победителем становился тот, кому удавалось сбить больше яиц (их он забирал себе). Или: несколько яиц засыпали землей или прикрывали соломой. Выигрывал тот, кто угадал их местонахождение. В некоторых деревнях Уфимского уезда вместо яиц использовался мяч. При этом сами татары говорили: «Игры с яйцами - это у русских, а у нас играли с мячом». Эти игры были разными. Например, игра чокыр туп заключалась в следующем. Каждый играющий делал лунку; лунки располагали в один ряд. Выигрывал тот, в чью лунку закатывался мяч. Чапка туп напоминала игру в теннис; были игры под названием чию туп, яшерен туп и др.
В этом же районе бытовало поверье о том, что если играют в мяч (яйца), то год будет богатым; если же играют в камушки, то голодным «туплы уйнасалар, туклык була, ташлы уйнасалар, ачлык була». Игры с яйцами были характерны для всех уральских татар.
Аналогичные весенние игры бытовали у многих народов. Так, игры с яйцами составляли основную часть ногайского мартовского праздника обновления природы. Главной ритуальной пищей этого праздника считались крашеные яйца.
Катание яиц было любимой пасхальной забавой и у русских. Оно начиналось после обеда в первый день Пасхи, и продолжалось иногда всю неделю. Обычай катать яйца был распространен у белорусов и других, как славянских, так и неславянских народов Западной Европы.
Исследователи единодушны в том, что разнообразные игровые обычаи с яйцами, в частности пасхальными, имеют аграрный оттенок: яйцо - символ новой зарождающейся жизни, и оно должно вызывать прилив растительных сил. В XIX в. даже, видимо, раньше катание яиц стало уже пасхальным развлечением преимущественно молодежи. Иногда этим занимались и взрослые мужчины, постепенно оно превратилось в детскую забаву.
Следующая группа праздничных обрядов условно объединена под обобщающим названием сабантуй.
Сабантуй
Сабантуй, пожалуй, является самым любимым народным праздником татарского народа. Он относится к праздникам, связанным с временами года. На территории Свердловской области его отмечали весной до начала посевных работ. Праздник включал в себя ряд обрядов, детских и юношеских забав, составлявших его подготовительную часть. Так как праздник не имел точной календарной даты, в целях оповещения о предстоящем событии жителей деревни и округи на высокой горе разжигали большой костер. Там же, у костра, детвора устраивала праздничные игры.
За день до праздника мужчины деревни ходили по дворам, пели песни и собирали на длинный шест 'Тастымалы" (полотенца). Обязательным элементом Сабантуя являлся сбор детьми крашеных яиц, сохранившийся и до наших дней. Также сохранилась традиция вечерних гуляний молодежи после Сабантуя.
Следует также отметить праздник дикого лука ("гобе юасы") и праздник каши ("карга боткасы"). Первый проводился весной, когда созревал дикий лук. Жители деревень семьями на подводах выезжали на луга, собирали там лук, устраивали праздничный обед, веселились. Специально в честь этого праздника мужчины ловили леща, женщины пекли его в тесте, угощали этой едой друзей и родственников.
Второй из обрядов устраивался летом. На костер устанавливали большой котел, варили кашу, все вместе ели ее, говоря свои пожелания на будущее. Праздник завершался всеобщими песнями и танцами.
«Как свидетельствуют исследования, на татарском Сабантуе всегда были желанными гостями жители соседних деревень - марийцы, чуваши, удмурты, русские, так же как татары на их праздниках. Об этом же пишут и исследователи культуры и быта горняков и металлургов Нижнего Тагила.» [2]
По материалам:
[1] Уразманова Р. К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл. XIX -начало XX вв.). Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань 2001.
[2] Традиционная культура Урала. Альманах, IV выпуск. Екатеринбург, 2004г. (Стр. 184-195)
Бик зур рахмат, дустларым! Куванып-куванып укыдым. АЛЛА саулык бирсен сезга.