Навигация

    Календарь

    Сентябрь 2022
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    26282930 

    Русское застолье

    Праздничный стол

     

    Праздничный стол      Застолье – это неотъемлемая часть любого праздника. Всегда на Руси любили угощать гостей и делали это с размахом и от души. Праздничный стол был местом задушевного общения и принятия важных решений. Сватовство, свадьба, именины, крестины, заключение серьезных сделок сопровождались застольем, которое имело свои правила и традиции.

          Начинала пир хозяйка дома: она обходила гостей, с поклоном и добрым словом поднося каждому по чарочке. Приветив таким образом мужскую половину собравшегося общества, она могла присоединиться к женщинам, которые угощались за отдельным столом или даже в отдельных покоях. Женский стол не уступал мужскому в изобилии, только посуда на нем была меньше и изящнее.

          Ковши для хмельных напитков – деревянные, серебряные, золотые - по форме напоминали уточку или ладью. Во второй половине XVII века на смену им пришли чарки, кубки, братины. Братину – сосуд шарообразной формы на невысоком поддоне – пускали по кругу, и каждый гость, пригубив вина, передавал ее соседу. Такой обряд братания сближал сотрапезников и подчеркивал их доверие к хозяину, который должен был отведать вина первым и тем самым продемонстрировать, что оно не отравлено.

          Закусывал честной народ сытно и обильно: жареным лебедем, затейливо приготовленной дичью, телятиной, поросеночком, куриной похлебкой, ветчиной, студнем, всевозможными пирогами, блинами, рыбой и рыбной икрой, гусем с кашей. И еще много-много-много чем.

          Отказываться от хозяйского угощения считалось неприличным и обидным. Но при этом ценилось и умение продержаться в здравом уме и твердой памяти как можно дольше, хотя полная трезвость не приветствовалась. Гостей, выбывших из строя, уносили домой слуги хлебосольных хозяев. На следующий день полагалось вновь явиться в гостеприимный дом, на сей раз - с поклоном за угощение и хорошо проведенное время: «Уж мы так веселились, что не помним, как до дому добрались!» История умалчивает, надо ли было вновь сажать за стол пришедших с благодарностью гостей.

          В знаменитом «Домострое» (XVI в.), который является скорее сводом мудрых правил, чем страшилкой, как мы привыкли о нем думать, есть следующий совет: «Когда пригласят тебя на пир, не упивайся до страшного опьянения и не сиди допоздна… Не говорю: не следует пить, такого не надо; но говорю: не упивайтесь допьяна пьяными. Я дара Божьего не порицаю, но порицаю тех, кто пьет без удержу». Вряд ли можно что-то возразить составителю книги, мудрому протопопу Сильвестру.

          А вот еще совет – о том, как принимать гостей: «Если случится приветить приезжих людей, торговых ли, или иноземцев, званых ли, Богом ли данных, богатых или бедных, - то хозяину с хозяйкой следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. С любовью и благодарностью, ласковым словом каждого из них почтить, со всяким поговорить и добрым словом приветить; да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с добрым приветом, а иным и послать чего-нибудь; но каждого чем-то выделить и всякого порадовать… А если гости или гостьи между собой разругаются – их унимать осторожненько, а кто уже не в себе – бережно препроводить его ко двору его и от всякой драки по пути уберечь; признательно и благодарно, накормив-напоив, с честью и отправить – это и Богу дар, и добрым людям – в честь. Отнесись и к нищим милостиво и душевно – с того тебе будет от Бога награда, от людей же – добрая слава».

    О более поздних застольных традициях конца XIX - начала XX века со вкусом упоминали в своих произведениях Иван Сергеевич Шмелев и Владимир Алексеевич Гиляровский. И если «Лето Господне» Шмелева вводит нас в добротный, степенный, размеренный жизненный уклад купеческого Замоскворечья, то «Москва и москвичи» Гиляровского приглашает на прогулку по старой Москве, в частности – по ее трактирам и ресторанам.

    На время постов, занимающих в общей сложности более половины года, прекращались не только бурные застолья, но даже и торговля мясными и молочными продуктами. Однако если случался в постные дни какой-нибудь праздник – именины, крестины, приезд дорогого гостя или, по несчастью, надо было справить поминки – постный стол не уступал скоромному ни в изобилии, ни в изысканности блюд. «Бульон на живом ерше со стерляжьими расстегаями, стерлядь паровая, крокеточки рыбные с икрой зернистой, уха налимья, три кулебяки «на четыре угла» - и со свежими белыми грибами, и с вязигой в икре судачьей, и из лососи «тельное», и волован-огратэн с рисовым соусом и с икорным впеком, и заливное из осетрины, и воздушные котлетки из белужины высшего отбора с подливкой из грибков с каперсами-оливками, под лимончиком; и паровые сиги с гарниром из рачьих шеек; и ореховый торт, и миндальный крем, облитый духовитым ромом, и ананасный маседуван», - читаем мы у Шмелева. И далеко не все из этих названий нам понятны и знакомы, но звучат куда как заманчиво. А ведь это – описание постного именинного стола в семье среднего достатка.

    И, конечно, какой бы повод ни созвал в дом гостей, никогда не бывали забыты нищие, сирые и убогие. Поделиться с ними праздником хотя бы в его гастрономическом проявлении было делом праведным, само собой разумеющимся.

    В советское время актуальным был вопрос: где и как достать продукты? - а ответ на него и определял составляющие праздничного стола. Салаты из огурцов и помидоров, селедка под шубой и оливье, шпроты и крабы, разнообразные соленья, холодец и отбивные, всевозможные пирожки, беляши, а еще - пельмени, которые традиционно готовили всей семьей.

    Выбор спиртных напитков был гораздо скромней, чем теперь: десертные вина, коньяк по смешной цене 4 рубля 12 копеек, водка «Столичная», водка «Пшеничная», ликер «Шартрез» и «Советское» шампанское.

    Неотъемлемым элементом застолья было и остается по сей день произнесение тостов. Абсолютно нехарактерная для западных стран и, напротив, являющаяся важной частью культуры наших кавказских соседей, у нас эта традиция – возможность продемонстрировать свое остроумие, блеснуть стихами домашней заготовки, выразить доброе отношение к присутствующим. И, говоря о тостах, как не вспомнить знаменитые кинематографические фразы - «Желаю, чтобы все!..» в устах булгаковского Шарикова, «Ну, за красоту!» бравого генерала и, конечно, «Тостуемый пьет до дна!» из грустного и смешного «Осеннего марафона».

    Что из этих традиций дошло до наших дней? Все так же заботливая хозяйка принимает гостей, стараясь «каждого чем-то выделить и всякого порадовать»; все так же любят мужчины посидеть своей, отдельной от женщин компанией и, хоть не пускают по кругу братину, а все же прекрасно находят общий язык. Все так же стараются хозяева праздника позаботиться о том, чтобы их гости добрались домой благополучно и пребывали бы в мире друг с другом.

    А вот обычай угощать гостей в принудительном порядке почти совсем ушел в небытие; современный этикет требует от радушных хозяев отнестись к отказу от какого-либо блюда или напитка не с обидой, а с пониманием.

    Изобилие же наших столов, если пока и не способно конкурировать с дореволюционным, давно уже не ограничивается зимним салатом и селедкой под шубой.

    Что же касается традиции делиться с теми, кому холодно и голодно, - она, к чести нашего народа, не канула в лету. Да оно и понятно: широкая русская душа всегда отличилась щедростью и добротой. Собственно, на этих двух качествах и зиждились традиции застолья на Руси - и в стародавние времена, и сейчас.

          Светлана Ладина

     

    возможно Вам будет интересно:
    Комментарии

    Добавить комментарий









     
    Яндекс.Метрика