Навигация

Календарь

Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
151617182021
22232425262728
2930 

Сценарий на День пожилого человека - «Цицерон…

Сценарий на День пожилого человека -
«Цицерон о старости» (для школьников)

    В наше время становится все труднее и труднее объяснить и тем более внушить молодежи простое нравственное понятие — уважение к старости. В молодости практически не задумываются о том, что старость дело временное и касается каждого. Старость неприглядна немощностью, слабоумием, занудством, навязчивой обременительностью и т. д., но эти качества присущи людям в любом возрасте, мы иногда говорим «молодой старик».

    Этот день не зря введен в календарь, и пройти мимо него значит упустить в воспитании молодого поколения очень важные моменты нашей жизни, так как без прошлого нет настоящего, все взаимосвязано, или проще, «как аукнется — так и откликнется». И почему бы молодым не спеть: «Будем и мы стариками когда-то...» Давайте соберемся вместе на нетрадиционное родительское собрание папы — мамы, бабушки — дедушки и дети — старшеклассники. Порассуждаем, немного поспорим, посмотрим друг на друга со стороны, вспомним классические истины и свой опыт, который, накапливаясь по крупицам, делает человека мудрым.

Действующие лица:
Цицерон
— древнегреческий философ, оратор, на него надета тога — легкая ткань, перекинутая через плечо, на ногах сандалии.
Софокл — древнегреческий поэт-драматург, на нем — туника — длинное платье с поясом, сандалии.
Двое учеников — из нашего времени, одеты в джинсы, майки.

      Вступление.
      Двое ребят выходят на сцену, один из них в мрачном настроении.

Денис:
Привет, Марк, что с тобой? Плохо спал или витаминов не хватает?
Марк: Да у меня «крыша едет» от задания! Что, забыл? Наша классная сказала, чтобы я сделал доклад ко «Дню пожилого человека» на родительском собрании.
Денис:
Да, не повезло. И за что тебе такое наказание?
Марк:
Да она в курсе, что я со своими «предками» не в ладах — бабуля приходила в школу недавно и нажаловалась, предательница.
Денис:
И что теперь, доклад готов?
Марк:
Готов-то готов, но если я его один бубнить буду — скукота...

Денис:
Знаю, как тебе помочь. Давай пригласим прочитать твой доклад древнегреческого оратора — Цицерона, а он еще кого-нибудь с собой прихватит, заодно с ними и пообщаемся.
Марк:
А это возможно?
Денис:
Нет ничего невозможного! Настоящая дружба способна проникнуть сквозь время и пространство... Смотри, они уже идут...

    Действие первое.
На сцену выходят Цицерон и Софокл.

Цицерон:
Если жизнь прожить спокойно, чисто и красиво, то будет тихая и легкая старость. Неразумные люди относят свои собственные недостатки и проступки за счет старости. Почему старость может показаться жалкой? Я выделил четыре причины:
— первая в том — что она будто бы препятствует деятельности;
— вторая в том — что она будто бы ослабляет тело;
— третья в том — что она будто бы лишает нас чуть ли не всех наслаждений;
— четвертая в том — что она будто бы приближает нас к смерти.

Марк:
Учитель, вы удивительно логично вывели основные причины старости и мне странно, что вы употребляете выражение «будто бы», ведь это так и есть в действительности!

Цицерон:
Не спешите с выводами, мой юный друг. Не силой мышц, не проворностью и не ловкостью тела вершатся великие дела, а мудростью, авторитетом, решениями, и старость обыкновенно не только не лишается этой способности, но даже укрепляется в ней.
Величайшие государства рушились по вине людей молодых и охранялись и восстанавливались усилиями стариков.

Денис:
Мудрость, жизненный опыт, хорошо, согласен. И все-таки со старостью слабеет память, да и сообразительность не та.
Цицерон:
Слабеет память, если ты ее не упражняешь, а что касается меня, то я знаю имена не только тех, кто жив теперь, но и их отцов и дедов, и, читая надмогильные памятники, не боюсь «потерять память»; напротив, именно такое чтение воскрешает во мне память об умерших. А вот и почтенный Софокл, он расскажет о себе.
Софокл:
Я до глубокой старости сочинял трагедии. А мои сыновья решили, что я небрежно отношусь к своему имуществу и дурно им управляю. Они решили подать на меня в суд и устранить от управления, как слабоумного. Тогда я перед судьями прочитал трагедию, которую только что сочинил, «Эдип в Колоне» и спросил, кажутся ли им эти стихи сочинением слабоумного? И был оправдан судом.

Марк:
Да, уважаемый Софокл, вы пережили неприятные события, но ваша мудрость и острый ум помогли вам преодолеть их.
Софокл:
Молодости свойственна опрометчивость и резкость в суждениях, а пожилому человеку — дальновидность.
Простые деревенские старцы также не бездействуют, хотя могли бы и отдохнуть от трудов праведных.
Цицерон:
Вы правы, земледелец, как бы стар он ни был, на вопрос, для кого он сажает, ответит без всяких колебаний: «Для бессмертных богов, повелевших мне не только это принять от предков, но и передать потомкам».
Софокл:
Бывают в жизни стариков и горькие минуты, например, читая Цецилия, чувствуешь злое отношение окружающих:
«Я вижу, в старости всего печальней чувство, Что в эти лета сами мы другим противны».

Денис:
Учитель, позвольте не согласиться с высказыванием этим. Вы не противны, а скорее, приятны, ибо общение и споры с вами приводят к познанию жизни и истины.
Цицерон:
И право, что может быть приятнее старости, окруженной вниманием юношества? Впрочем, упадок сил телесных сам по себе вызывается пороками молодости чаще, чем недугами старости: развратно и невоздержно проведенная молодость передает старости обессиленное тело, чего не могу сказать о себе, а мне минуло 84 года.
Софокл:
А есть ли у тебя, премудрый Цицерон, совет, как жить достойно в старости?

Цицерон:
Старости надо сопротивляться. Надо поддерживать не только тело, но в гораздо большей степени дух, ведь и они, если в них, как в светильник, не подливать масла, гаснут от старости. Старость не должна быть праздной, ленивой и сонливой!
Я одобряю молодого человека, в котором есть что-то стариковское, а также одобряю старика, в котором есть что-то молодое; тот, кто следует этому правилу, может состариться телом, но духом не состарится никогда!

    Действие второе
    Действие происходит за столом, где стоят фрукты, сладкое, напитки в бокалах. За столом сидят Цицерон, Софокл, ученики.

Марк:
Уважаемые учителя, вы очень убедительно доказали мне, что в пожилом возрасте люди в состоянии совершать много полезных дел и не ради себя, а на благо потомков. И еще мне запали в душу ваши слова о том, что не старость ослабляет тело, а неразумная молодость. Я это обязательно запомню. И все-таки, мудрые философы, есть третья причина старости, которую трудно оспорить, это то, что старость лишена плотских наслаждений!

    (Философы смеются и говорят, что нет ничего проще доказать обратное).

Цицерон:
О чем сожалеть, молодой друг! Старость уносит у нас именно то, что в молодости наиболее порочно! Страсти, жаждущие плотских наслаждений, часто приводят людей к безрассудным поступкам — измене отечеству, тайным сношениям с врагами, ниспровержения государственного строя, а что касается кровосмешения, прелюбодеяний и всяческих подобных гнусностей, то все они порождаются одной только жаждой наслаждения. Ничто так не враждебно божественному дару — разуму, как плотское наслаждение.

Софокл:
По-моему, наслаждение сковывает способность человека судить, застилает взоры ума, лишает доблести.
Денис:
Учитель, а что вы скажете о пиршествах? Эти наслаждения присущи старым людям?
Цицерон:
Старость, отказываясь от пышных празднеств, все-таки может находить удовольствие в скромных пирах, на которых большее удовольствие я получаю не от самого пиршества, а от присутствия друзей и от беседы с ними. Я получаю удовольствие в беседе не только с ровесниками, которых осталось очень мало, но и с вашим поколением и вами самими. Я очень благодарен старости, что она усилила во мне жадность к беседе, а жадность к питью и еде уничтожила.

Марк:
А если питье и еда доставляют кому-то удовольствие, вы порицаете это наслаждение?
Софокл:
Все хорошо в меру, и я не могу сказать, чтобы старость была лишена способности ценить даже эти наслаждения.
Денис:
Но старики бывают часто ворчливы, беспокойны, раздражительны и трудны в общении, зачастую и скупы!
Цицерон:
Это недостатки характера, а не старости. Старики болезненно воспринимают всякую обиду, но все недостатки смягчаются добрыми нравами и привычками.
Марк:
Учитель, существует и четвертая причина, по-видимому, весьма сильно беспокоящая и тревожащая людей пожилого возраста,— приближение смерти.

Цицерон:
О, благие боги! Что в человеческой природе долговечно? А смерть — общий удел всякого возраста.
Впрочем, определенной границы для старости нет, и в этом состоянии люди полноправно живут, пока могут творить и вершить дела, связанные с исполнением долга, и презирать смерть. В этом старость даже мужественнее и сильнее молодости.

Софокл:
Не нужно оплакивать смерть, за которой должно последовать бессмертие. Еще Сократ в V веке до н.э. высказал мысль о бессмертии души.
Цицерон и Софокл:
Дорогие друзья, позвольте с вами проститься.
Марк:
Спасибо, уважаемые философы, вы раскрыли нам глаза. Выходит, что старость — это не так страшно и противно, если о ней подумать в молодости!
Пойду к деду, поговорю с ним, что он чувствует и знает про старость, ведь он мне почти ничего не рассказывал о себе, а надо бы узнать, каким он был в молодости, да и с отцом кое-что пора обсудить...

    На этом родительское собрание заканчивается. Родителям и детям предлагается анкета «Знаете ли вы друг друга?», которую они могут заполнить и обсудить дома между собой.

Анкета для ребят «Знаешь ли ты?»
1. Как твои родители учились в школе?
2. Чем они увлекались в школьные годы?
3. Какое образование у твоих родителей?
4. Известна ли тебе романтическая история знакомства твоих родителей? Сколько им было тогда лет?
5. Как папа ухаживал за твоей мамой? Как долго они встречались?
6. Сколько лет было твоим родителям, когда они поженились?
7. Поженившись, они работали или учились? Кто им помогал тебя растить?
8. Помнишь ли ты себя маленьким(кой)?
9. Чем занимаются на работе твои родители? Нравится ли им работа? Сильно ли они устают?
10. Чем занимаются твои родители в свободное от работы время? Чем увлекаются? Много ли у них друзей?
11. Чем занимаются твои бабушки и дедушки? Часто ли ты с ними общаешься?
12. Доверяешь ли ты свои секреты родителям, бабушке, дедушке?
13. Понимают ли тебя в семье?
14. Твое самое яркое воспоминание детства.
15. Что попросили бы твои родители у золотой рыбки?
16. В чем бы ты хотел быть похожим на папу (маму), бабушку (дедушку)?

Анкета для родителей «Знаете ли вы?»
1. Как ваш ребенок учится в школе?
2. Соответствует ли его успеваемость его усилиям и уровню знаний?
3. Ваш ребенок лидер в коллективе или нет?
4. Соответствует ли его положение в классе собственной самооценке? Принижает или превышает он себя?
5. Чем занимается ваш ребенок в свободное от учебы время?
6. Чем увлекается ваша дочь (сын)?
7. Какую компанию предпочитает ваш ребенок: одноклассников, дворовую, по увлечению? Знаете ли вы этих ребят?
8. Есть ли у вашего ребенка друг (подруга)? Нравится ли он вам?
9. Влюблен ли ваш ребенок?
10. Делится ли с вами ребенок своими проблемами, переживаниями? Просит ли вашего совета?
11. Понимаете ли вы своего ребенка?
12. Вы помните себя в его возрасте?
13. Что вы предпочитаете в отношениях с вашим ребенком: сочувствие, сопереживание или давление и борьбу с его недостатками?
14. Ваши родители — бабушки и дедушки — находят общий язык с внуками?
15. Кем хочет стать в будущем ваш ребенок? Что он для этого делает сейчас?
16. Добровольно или принудительно вы участвуете в обсуждении выбора его учебы, работы, профессии?

    Ответьте откровенно на поставленные вопросы, обменяйтесь анкетами и обсудите совместно, хорошо ли вы знаете друг друга?
    Желаем взаимопонимания!!!

 

возможно Вам будет интересно:
Комментарии

Добавить комментарий









 
Яндекс.Метрика