Навигация

    Календарь

    Апрель 2024
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    151617
    18
    192021
    22232425262728
    2930 

    Сценарий к 9 мая «Песни фронтовые…» для детей…

    Сценарий к 9 мая "Песни фронтовые…"
    для детей младшего школьного возраста

     

     

    1-й ребенок-чтец
    Память человеческая строго
    Дни считает, как бойцов в строю
    Знает мир, что путь ваш был нелегок
    К этому торжественному дню.

    2-й ребенок-чтец
    Победа к нам приходит вновь и вновь,
    Прекрасна и юна, как в сорок пятом,
    Приходит в блеске старых орденов
    На пиджаке бывалого солдата

    3-й ребенок-чтец
    Умытая слезами – не дождем,
    Сверкая не огнем, а счастьем жизни,
    Победа к нам приходит вешним днем,
    Чтоб никогда не позабыть о том,
    Какой был подвиг совершен Отчизной!

    Хор исполняет песню "День Победы"
    (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова).

    Ребенок-чтец
    Какие песни фронтовые
    Минувшей созданы войной!
    В них чувства трепетно-живые
    Встают безудержной волной.

    Она сильна, ей правды хватит
    Еще на много лет вперед, –
    Она и нас с собой подхватит,
    На самый гребень вознесет.

    И словно трепетное чудо
    В себе услышав, осознав,
    Что мы – причастны, мы – оттуда,
    Где клен зеленый раскудряв,
    Где синий видится платочек,
    Где соловьи поют порой,
    Где каждый Вася-Василечек
    Не просто парень, а герой…

    И надо всем – как в поднебесье,
    Посмотришь – Родина видна,
    Что и для тех, из давней песни,
    И для поющих нас – одна.
    Н. Веселовская

    Ведущий
    Песня военных лет... Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымленным дорогам до самой Победы. Песня делила вместе с воинами горести и радости, подбадривала бойцов веселой шуткой, грустила вместе с ними о разлуке с родными. Во имя Победы песня помогала переносить голод и холод, давала народу силы выстоять и победить.
    Сколько их, прекрасных и незабываемых песен военных лет. И у каждой своя история, своя судьба…

    Звучит фонограмма 1-го куплета и припева песни "Священная война".
    На сцену выходят 1-й рассказчик и мальчик в гимнастерке.

    1-й рассказчик
    На третий день войны 24 июня 1941 года нa первой полосе газет "Известия" и "Красная звезда" были опубликованы стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача "Священная война". Газета со стихами попала к руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А.В. Александрову. Стихи потрясли композитора. И уже на другой день появилась песня. Первое исполнение песни состоялось на Белорусском вокзале 27 июня 1941 года.

          На экран проецируются кадры проводов на фронт фотохроники начала Великой Отечественной войны.

    Мальчик в гимнастерке
    Мы пели "Священную войну" для уходящих на фронт бойцов, и все мы испытали настоящее потрясение, которое бывает, когда соприкасаешься с художественным произведением огромной жизненной правды. Помню, солдаты, сидевшие на деревянных сундуках..., вдруг встали после первого куплета "Священной войны" и в наступившей тишине, стоя, слушали песню… Потом песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать, запомнить слова, чтобы увезти с собой вместе с прощальной улыбкой матери или жены.

    1-й рассказчик
    Вновь и вновь, пять раз подряд пел ансамбль "Священную войну". Так начался путь песни, славный и долгий. С этого дня песню пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.

    Хор исполняет песню "Священная война"
    (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова).

    Священная война
    Вставай, страна огромная,
    Вставай на смертный бой
    С фашистской силой темною,
    С проклятою ордой!

    Припев:
    Пусть ярость благородная
    Вскипает, как волна, –
    Идет война народная,
    Священная война!

    Дадим отпор душителям
    Всех пламенных идей,
    Насильникам, грабителям,
    Мучителям людей!

    Припев.

    Не смеют крылья черные
    Над Родиной летать,
    Поля ее просторные
    Не смеет враг топтать!

    Припев.

    Гнилой фашистской нечисти
    Загоним пулю в лоб,
    Отродью человечества
    Сколотим крепкий гроб!

    Припев.

    Вставай, страна огромная,
    Вставай на смертный бой
    С фашистской силой темною,
    С проклятою ордой!
    Припев.

          1-й рассказчик и мальчик в гимнастерке поют вместе с хором. После завершения песни уходят со сцены.

    Ведущий
    Война... Страшное, жестокое время тяжелейших ис-пытаний, неимоверного напряжения всех сил народа. До песен ли в такое время? Оказалось, что по-эзия, песня были необходимы в годы войны.

          На сцену выходит 2-й рассказчик.

    2-й рассказчик
    Зимой 1941-42 года по всем фронтам с молниеносной быстротой распространилась новая песня. Рассказывали, будто сложил ее молодой лейтенант в окопах под Москвой.

    Хор исполняет песню "В землянке"
    (сл. А. Суркова, муз. К. Листова).

    В землянке
    Бьется в тесной печурке огонь,
    На поленьях смола, как слеза.
    И поет мне в землянке гармонь
    Про улыбку твою и глаза.  

    Про тебя мне шептали кусты
    В белоснежных полях под Москвой.
    Я хочу, чтобы слышала ты,     
    Как тоскует мой голос живой.

    Ты сейчас далеко, далеко,     
    Между нами снега и снега.     
    До тебя мне дойти не легко,   
    А до смерти – четыре шага.  

    Пой, гармоника, вьюге назло,  
    Заплутавшее счастье зови.     
    Мне в холодной землянке тепло
    От моей негасимой любви.    

    2-й рассказчик
    Песня действительно родилась в "белоснежных полях под Москвой" в ноябре 1941 года во время оборонительных сражений за столицу. Правда, когда поэт Алексей Сурков писал стихотворение "Бьется в тесной печурке огонь", он не предполагал его публиковать и там более не думал, что оно может стать песней. Это были несколько стихотворных строчек из письма жене с фронта... Но композитор Константин Листов в начале 1942 года написал на стихи музыку. Мелодия новой песни запоминалась с первого раза.

          На фронтах Великой Отечественной войны "Землянку" пели по-разному. Появились десятки вариантов текста. Были сложены и многочисленные песни-ответы на это музыкальное письмо с фронта. "Землянка", подобно другим лучшим песням военной поры, стала народной песней.

          На сцену выходят 3-й и 4-й рассказчики.

    3-й рассказчик
    Какая музыка была!
    Какая музыка играла,
    Когда и души и тела
    Война проклятая попрала…

    Солдатам голову кружа,
    Трехрядка под накатом бревен
    Была нужней для блиндажа,
    Чем для Германии Бетховен.

    И через всю страну струна
    Натянутая трепетала,
    Когда проклятая война
    И души и тела топтала…
       А. Межиров

    4-й рассказчик
    На втором месяце войны прифронтовым городом стал Ленинград. В один из августовских дней 1941 года на оборонительных работах в морском порту трудился вместе со своими товарищами композитор Василий Соловьев-Седой. Он вспоминал…

    3-й рассказчик
    Мы закончили работу и долго слушали, как поют моряки. На корабле, стоящем на рейде какой-то матрос печально перебирал лады гармони.

    4-й рассказчик
    Композитор предложил поэту Александру Чуркину: "А что, если написать песню, вот такую, которая могла бы прозвучать на палубе того корабля, готового к отплытию в суровые просторы воюющей Балтики?"

    3-й рассказчик
    Чуркин тоже прислушался к далекой песне на рейде. Сами собой пришли слова: "Прощай, любимый город".

    4-й рассказчик
    На следующий день композитор и поэт снова встретились в порту. Александр Чуркин уже написал стихотворение, навеянное впечатлениями вчерашнего тихого вечера, когда не было налетов авиации, и тревога так странно сочеталась с покоем

    3-й рассказчик
    Корабль, с которого вчера доносились звуки гармони, уже ушел. Теперь песня звучала на берегу: два товарища, поэт и композитор, напевали ее. Это было не прощание с берегом, а прощание с Ленинградом – композитору предстояло отбыть в эвакуацию вместе с эшелоном оперного театра. Это было накануне начала блокады Ленинграда.

    4-й рассказчик
    Новая песня не успела широко прозвучать в Ленинграде. Она прибыла в оренбургские степи и потерпела здесь первую и единственную неудачу на своем пути: композиторы, оказавшиеся в Оренбурге, обсудив показанную Соловьевым-Седым песню, забраковали ее, сказав, что для сурового времени войны песня не подходит – слишком лирична. Но артисты оперного театра, приехавшие в эвакуацию, уже пели "Прощай, любимый город", печалясь о разлуке, веря в возвращение.

    3-й рассказчик
    После передачи по радио песня очень понравилась и бойцам на фронте.

    Хор исполняет песню "Вечер на рейде"
    (сл. А. Чуркина, муз. В. Соловьева-Седого)

    Вечер на рейде
    Споемте, друзья, ведь завтра в поход
    Уйдем в предрассветный туман         
    Споем веселей пусть нам подпоет
    Седой боевой капитан.

    Припев:
    Прощай любимый город!
    Уходим завтра в море,           
    И ранней порой            
    Мелькнет за кормой
    Знакомый платок голубой.

    А вечер опять хороший такой,
    Что песен не петь нам нельзя.       
    О дружбе большой, о службе морской
    Подтянем дружнее друзья.
    Припев.

    На рейде большом легла тишина,
    А море окутал туман,
    И берег родной целует волна
    И тихо доносит бaян.
    Припев.

          На сцену выходят мальчик в матросской бескозырке и 5-й рассказчик.

    Мальчик в матросской бескозырке
    То грустная, то вольная, как ветер,
    То грозная, зовущая на бой,
    Подруга-песня! Нет нигде на свете
    Другой такой подруги дорогой.
    Я уходил от берега родного,
    И смерть, и подвиг видел я в бою,
    И мне открылось песенное слово.
    И отдал бою песню я свою.
    В ее словах душа народа бьется,
    В ней мать поет о сыне на морях,
    В ней всё…
    В ней подвиг, удаль краснофлотца,
    И молодость, окрепшая в боях.

    5-й рассказчик
    Героически сражались в годы войны моряки Балтики, Северного и Черноморского флота.

          На экран проецируются кадры обороны морских рубежей России фотохроники военных лет.

    Мальчик в матросской бескозырке
    В июле 1941 года среди защитников Севастополя были поэт Александр Жаров и композитор Борис Мокроусов. Уже тогда они задумали написать песню о героях-моряках, славных черноморцах. Но замыслу этому не суждено было осуществиться в ту пору.

    5-й рассказчик
    В 1943 году Борис Мокроусов прочитал в газете очерк "Севастопольский камень" о легендарных последних защитниках города, которые унесли с собой камень – частицу родной земли, поклявшись, что обязательно вернутся в родные края и водрузят этот камень на то самое место, где он лежал.

    Мальчик в матросской бескозырке
    Композитор и поэт горячо приняли к сердцу эту невыдуманную историю и написали песню, которая была опубликована в газете "Красная звезда" 9 января 1944 года.
    Первым исполнителем этой песни стал Леонид Осипович Утесов. Утесов очень любил эту песню, он говорил: "Есть у нас царь-пушка, есть царь-колокол и есть у нас царь-песня – "Заветный камень".

    Хор исполняет песню "Заветный камень"
    (сл. А. Жарова, муз. Б. Мокроусова).

          4-й рассказчик и мальчик в матросской бескозырке поют вместе с хором.

    Заветный камень
    Холодные волны вздымает лавиной          
    Широкое Черное море.                     
    Последний матрос Севастополь покинул,    
    Уходит он, с волнами споря.      

    И грозный, соленый, бушующий вал         
    О шлюпку волну за волной разбивал.       
    В туманной дали                          
    Не видно земли,                          
    Ушли далеко корабли.

    Друзья-моряки подобрали героя.           
    Кипела волна штормовая.                  
    Он камень сжимал посиневшей рукою        
    И тихо сказал, умирая:

     "Когда покидал я родимый утес,        
    С собою кусочек гранита унес…          
    Затем, чтоб вдали                        
    От крымской земли                        
    О ней мы забыть не могли.

    Кто камень возьмет, тот пускай поклянется,
    Что с честью носить его будет.           
    Он первым в любимую бухту вернется       
    И клятвы своей не забудет!  

    Тот камень заветный и ночью, и днем      
    Матросское сердце сжигает огнем.         
    Пусть свято хранит                       
    Мой камень-гранит,                       
    Он русскою кровью омыт".

    Сквозь бури и штормы прошел этот камень, 
    И стал он на место достойно.             
    Знакомая чайка взмахнула крылами,        
    И сердце забилось спокойно.  

    Взошел на утес черноморский матрос,      
    Кто Родине новую славу принес,           
    И в мирной дали                          
    Идут корабли                             
    Под солнцем родимой земли.

          На сцену выходят 1-я и 2-я девочки рассказчицы в гимнастерках.

    1-я девочка-рассказчица
    Одной из самых популярных песен военной поры стала "Катюша". Стихотворение "Катюша" было написано поэтом Михаилом Исаковским в 1938 году, когда сгущались тучи над нашими западными границами, и становилось ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примет на себя первый удар воин-по-граничник.

    2-я девочка-рассказчица
    В "Катюше" оказались соединены лучшие песенные качества – музыкальность стиха и простота сюжета, близкого и понятного всем.

    Хор исполняет песню "Катюша"
    (сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера).

    Катюша
    Расцветали яблони и груши,
    Поплыли туманы над рекой.
    Выходила на берег Катюша,
    На высокий берег на крутой.

    Выходила, песню заводила
    Про степного сизого орла,
    Про того, которого любила,
    Про того, чьи письма берегла.

    Ой, ты, песня, песенка девичья,
    Ты лети за ясным солнцем вслед
    И бойцу на дальнем пограничье
    От Катюши передай привет.

    Пусть он вспомнит девушку простую,
    Пусть услышит, как она поет,
    Пусть он землю бережет родную,
    А любовь Катюша сбережет.

    Расцветали яблони и груши,
    Поплыли туманы над рекой.
    Выходила на берег Катюша,
    На высокий берег на крутой.

    1-я девочка-рассказчица
    Восприятие "Катюши" народом как чего-то своего, личного, задушевного стало причиной удивительного явления – рождения множества новых песен – переложений "Катюши".

          Начало большому циклу стихов на музыку любимой песни было положено в конце 1941 года, когда решалась судьба битвы за Москву, и на фронте появилось новое оружие – многоствольные реактивные минометы, которые любовно стали называть "катюшами". Солдаты сразу же запели о новой "Катюше", укрепляющей веру в победу, наводящей панический страх на врагов.

          На экран проецируются кадры кинохроники военных лет, минометы-"катюши", стреляющие по врагу.

    2-я девочка-рассказчица
    Ой, ты, песня, песня огневая,
    Пусть трепещут от тебя враги.
    Ты звучи, звучи, не умолка,
    Победить скорей нам помоги.

    И летят снаряды в тьму густую,
    И огнем окрашен небосвод.
    Защищаем мы страну родную
    И "Катюша" нам в бою поет!

          Девочки-рассказчицы уходят. На сцену выходят 6-й и 7-й рассказчики.

    6-й рассказчик
    Над лесами необъятными,
    Над полями перелетными,
    Над разрывами гранатными
    Песни-ласточки летят.
    Пахнут рощи горьким порохом,
    Шепчут травы тихим шорохом
    И о том, что сердцу дорого,
    Русским людям говорят.

          Звучит фонограмма первого куплета песни "Темная ночь".

    6-й рассказчик
    В дни войны каждый, от мала до велика, знал песню "Темная ночь".
    7-й рассказчик
    Песня родилась в 1942 году в далеком Ташкенте.

    6-й рассказчик
    Шли съемки фильма "Два бойца". По замыслу режиссера, в фильме должна была звучать только симфоническая музыка. Но по ходу съемки стало ясно, что без песни не обойтись. Режиссер обратился к композитору Никите Богословскому: "Понимаешь, не получается у меня никак сцена в землянке без песни…"

    7-й рассказчик
    Композитор потом вспоминал: "Режиссер фильма так зримо обрисовал ситуацию, так ярко передал чувства героев, их внутреннее состояние, так взволнованно и талантливо рассказал тему песни и ее настроение, что произошло чудо: я сел к роялю и сразу без остановки сыграл ему мелодию будущей песни, которая и вошла потом в фильм без единого изменения. Случай в моей практике небывалый..."

    6-й рассказчик
    Быстро и удачно сложились стихи на эту музыку у поэта Владимира Агатова. Музыка и стихи слились в песенный образ редкостной простоты и щемящей душу лирической силы. Фильм "Два бойца" стал историей советского кино. А песня живет до сих пор, ее поют бывшие фронтовики, их дети и внуки.

    Хор исполняет песню "Темная ночь"
    (сл. В. Агатова, муз. Н.Богословского).

    Темная ночь
    Темная ночь, только пули свистят по степи,
    Только ветер гудит в проводах,
    Тускло звезды мерцают.
    В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь
    И у детской кроватки тайком
    Ты слезу утираешь.

    Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
    Как я хочу к ним прижаться сейчас губами.
    Темная ночь разделяет, любимая, нас
    И тревожная черная степь
    Пролегла между нами.

    Верю в тебя, дорогую подругу мою,
    Эта вера от пули меня темной ночью хранила,
    Радостно мне я спокоен в смертельном бою,
    Знаю, встретишь с любовью меня,
    Что б со мной ни случилось.

    Смерть не страшна,
    С ней не раз мы встречались в степи,
    Вот и теперь надо мною она кружится…
    Ты меня ждешь
    И у детской кроватки не спишь.
    И поэтому, знаю, со мной ничего не случится,
    И поэтому, знаю, со мной ничего не случится.

          На сцену выходят ведущий, 8-й и 9-й рассказчики.

    Ведущий
    За что любят песни военных лет, сохраняют их в памяти, берегут, как святыню? Наверное, за простоту и душевность, мелодичность и запоминаемость, красоту и доступность поэтического и музыкального языка.

    8-й рассказчик
    Но не только… Главное достоинство, отличающее фронтовые военные песни от любых других – удивительный оптимизм, неиссякаемая вера в дружбу, в любовь, во все лучшее, что есть в человеке, в те идеалы, за которые люди боролись, шли на подвиг и на смерть.
    Ведущий
    Песни эти полны уверенности в обязательной и неизбежной нашей победе над врагом. В них – надежда на непременное возвращение домой, в родные края.

          Звучит фонограмма первого куплета песни "Соловьи".

    8-й рассказчик
    Удивительно музыкальна и лирична поэзия Алексея Фатьянова.
    9-й рассказчик
    Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка жила и звучала в них где-то внутри поэтической строки…
    8-й рассказчик
    В 1942 году поэт Алексей Фатьянов и композитор Василий Соловьев-Седой написали песню "Соловьи".

    9-й рассказчик
    Маршал Георгий Константинович Жуков, называл три своих самых любимых военных песни: "Священная война", "Эх, дороги", "Соловьи".
    8-й рассказчик
    "Это бессмертные песни! – говорил Жуков, – Потому что в них отразилась большая душа народа..."

    Хор исполняет песню "Соловьи"
    (сл. А. Фатьянова, муз. В. Соловьева-Седого).
    Рассказчики поют песню вместе с хором.

    Соловьи
    Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
    Пусть солдаты немного поспят...

    Пришла и к нам на фронт весна.
    Солдатам стало не до сна –
    Не потому, что пушки бьют,
    А потому, что вновь поют,
    Забыв, что здесь идут бои,
    Поют шальные соловьи.

    Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
    Пусть солдаты немного поспят...

    Но что война для соловья –
    У соловья ведь жизнь своя.
    Не спит солдат, припомнив дом
    И сад зеленый над прудом,
    Где соловьи всю ночь поют,
    А в доме том солдата ждут.

    Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
    Пусть солдаты немного поспят...

    Ведь завтра снова будет бой.
    Уж так назначено судьбой,
    Чтоб нам уйти, не долюбив,
    От наших жен, от наших нив.
    Но с каждым шагом в том бою
    Нам ближе дом в родном краю.

    Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
    Пусть солдаты немного поспят.
    Немного пусть поспят...

          8-й и 9-й рассказчики уходят, о своей песне ведет повествование вышедший на сцену10-й рассказчик.

    10-й рассказчик
    Песни военных лет звучат и сегодня... Они нисколько не постарели, они и сегодня в строю…

    Звучит фонограмма первого куплета песни "Дороги".
    На экран проецируются кадры фотохроники военных лет.

    10-й рассказчик
    Песня "Дороги" была написана уже после окончания Великой Отечественной войны, в 1945 году. Она очень близка по строю народной песне "Эх, ты ноченька...", тот же глубокий вздох в начале, определяющий основной настрой песни-воспоминания... Многие солдаты говорили, что строки этой песни вобрали в себя всю войну…

    Хор исполняет песню "Дороги"
    (сл. Л. Ошанина, муз. А. Новикова).

    Дороги
    Эх, дороги...
    Пыль да туман,
    Холода, тревоги
    Да степной бурьян.

    Знать не можешь
    Доли своей,
    Может, крылья сложишь
    Посреди степей.      

    Вьется пыль под сапогами
    Степями, полями.
    А кругом бушует пламя
    Да пули свистят.      

    Эх, дороги...
    Пыль да туман,
    Холода, тревоги
    Да степной бурьян.

    Выстрел грянет,
    Ворон кружит:
    Твой дружок в бурьяне
    Неживой лежит... 

    А дорога дальше мчится,
    Пылится, клубится,             
    А кругом земля дымится
    Чужая земля.   

    Эх, дороги...
    Пыль да туман,
    Холода, тревоги
    Да степной бурьян.

    Край сосновый.
    Солнце встает.
    У крыльца родного
    Мать сыночка ждет.    

    И бескрайними путями,
    Степями, полями
    Всё глядят вослед за нами
    Родные глаза.

    Эх, дороги...         
    Пыль да туман,
    Холода, тревоги
    Да степной бурьян.

    Снег ли, ветер, –
    Вспомним, друзья!..   
    Нам дороги эти
    Позабыть нельзя.

    Ведущий
    До сих пор в торжественные дни годовщин Победы по радио и телевидению, а часто в кругу семьи звучат песни военных лет: грустные, задушевные, иногда – веселые. Чаще всего люди слушают эти песни со слезами на глазах...
    Старшее поколение, сохранившее память о военном лихолетье призывают и нас поверить этим песням.

    1-й ребенок-чтец
    Песням тех военных лет поверьте!
    Мы не зря от дома вдалеке
    Пели в четырех шагах от смерти
    О родном заветном огоньке.

    И не зря про путь к Берлину пели –
    Как он был нелегок и нескор.
    Песни вместе с нами постарели,
    Но в строю остались до сих пор.

    2-й ребенок-чтец
    Песни эти с нами и поныне!
    Никогда нам петь не надоест.
    Как на Запад шли по Украине
    И как с боем взяли город Брест.

    И что помирать нам рановато,
    И про тех, кто дал нам закурить…
    Вы спросите сами у солдата:
    Мог ли он такое позабыть?

    3-й ребенок-чтец
    Время нас, как пулеметом, косит,
    Но меня, пока еще живой,
    Песня незабытая уносит
    В незабвенный лес прифронтовой…

    Кто-то вальс играет на баяне:
    Слушаем мы, словно в забытьи…
    Помните, друзья – однополчане,
    Боевые спутники мои?
        А. Аркадьев

    Звучит фонограмма песни "Где же вы теперь, друзья-однополчане"
    (сл. А. Фатьянова, муз. В. Соловьева-Седого).
    Приглашенным на праздник ветеранам дети дарят цветы
    .

         

     

    возможно Вам будет интересно:
    Комментарии

    Добавить комментарий









     
    Яндекс.Метрика