Навигация

Календарь

Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
151617181921
22232425262728
2930 

Запечатлённая любовь

Запечатлённая любовь

 

Картина "На террасе" 1906г.      Замечательный русский художник конца XIX-начала XX века Борис Михайлович Кустодиев как никто из русских художников-современников часто писал семью. Вполне возможно, что многогранный его талант не расцвел бы таким пышным цветом и не дал бы столь замечательных плодов, если бы не Юлия Евстафьевна Прошинская, с которой он познакомился осенью 1900 года во время поездки в Костромскую губернию. Они полюбили друг друга едва ли не с первого взгляда, и, как признавался потом Борис Михайлович, если бы не было этой любви, вряд ли бы его душа так развернулась, краски, наверное, потускнели, а формы не стали бы такими мягкими и округлыми. Все в этой девушке молодому влюблённому  художнику казалось необычным и настоящим настолько, что достойно кисти художника. Его кисти. 

      Рожденная в польской семье, она, как и он, рано осталась без отца и фактически не имела матери, которая, оставшись без средств к существованию, практически не уделяла времени  и внимания детям. Юлию взяли на воспитание сестры Грек из обеспеченной семьи давно обрусевших англичан. Она окончила в 1898 году Александровское училище при Смольном институте. Повзрослев, стала служить в Петербурге машинисткой, чтобы заработать на жизнь. Юлия училась и в школе Общества поощрения художников, сызмальства много читала. По воспоминаниям тех, кто близко знал семью Кустодиевых, Юлия Евстафьевна была умным и чутким человеком и при неяркой красоте была прелестна и обладала редким шармом. Познакомились они в 1900 году в том самом имении старушек Грек, и эта встреча стала  прелюдией любви, любви, пережившей и болезни, и даже смерть. Уже через несколько дней знакомства  художник задумал написать ее портрет. В несколько дней рисунок был готов и подарен позировавшей Юлии. И она чутьём пробуждающейся женщины угадала, что это не просто портрет, а несмелая попытка объясниться ей в любви. И угадала правильно…

      8 января 1903 года она стала его женой, его музой. Благодаря своей любимой  Борис Михайлович открыл для себя в Кинешме «вторую родину». Здесь он построил дачу и назвал ее «Терем», где, собственно, и провёл самые счастливые свои дни. У молодых родились сын Кирилл и дочь Ирина.  Интересно, что Борис Михайлович носил маленькую дочь в корзинке для грибов в лес для того, чтобы она с детства напитывалась впечатлениями  о красоте русской земли, а 5-летнему сыну вполне серьезно объяснял, чем отличаются кучевые облака от перистых…

      Но безоблачное счастье было недолгим.  Уже в 1910 году Кустодиев осознаёт, что постоянные дикие боли в позвоночнике и руке – это признаки тяжёлой и неизлечимой болезни. И диагноз знаменитого врача Германа Оппенштейна страшен: опухоль в спинномозговом канале. Операция лишь приглушила боль. После повторной операции в 1916 году у Кустодиева развился необратимый паралич нижней части тела . Когда врачи поставили Ю. Е. Кустодиеву перед выбором, что сохранять – руки или ноги – она тут же ответила: «Конечно, руки. Он – художник, и без рук жить не сможет». Операции не спасли художника, неподвижные ноги, скручиваемые адской болью, высохшая и ослабевшая рука…

      Но ОНА была всегда рядом.  И это вдохновляло бороться, и это заставляло творить свой выдуманный, но такой реальный мир, мир, до краешка наполненный любовью. Несомненно, что именно присутствие и забота любимой помогали ему, несмотря на страшные боли, писать те яркие, наполненные вечным праздником картины, по которым его  все и знают. На полотнах появляется сказочная и одновременно узнаваемая русская жизнь, пышут молодостью и жизнелюбием знаменитые кустодиевские купчихи и красавицы. Но знатоки и ценители не менее этих всем известных творений ценят картины художника, посвящённые собственной семье и главному человеку в ней – своей любимой.  Он любил и любовался ею, не придавая значения возрастным изменениям, так часто становящимися поводом к охлаждению чувств.  От юной невесты до уставшей физически, но не уставшей любить верной жены и подруги, от упоения любовью до восхищенья преданностью и верностью – весь этот спектр человеческих отношений выразил Борис Михайлович в своих полотнах.

      Художнику повезло, и последующие события: войны, революции, культы и развенчания культов – не уничтожили эти его картины, его историю любви.  Более того, его полотна, посвящённые семье, постепенно превратились в символы подлинной любви и семейного уюта, стали своего рода учебником, научающим нас ценить и беречь столь  простые мгновения жизни. Мгновения, являющиеся, по сути,  олицетворением ускользающего от нашего понимания загадочного слова счастье.

Автор: Андрей Сальников

Другие статьи рубрики:
Акцент на красоте
Из жизни подвенечного платья
60 невест и телевизор
Жених в сиреневом: революция цвета
Каждый охотник желает знать
Подарил мне робко ты эти скромные цветы
Авторское одеяло в стиле ретро - подарок на всю жизнь!
Маленький секрет Голливуда

 

возможно Вам будет интересно:
Комментарии

Добавить комментарий









 
Яндекс.Метрика