Во дни благоверного царя и великого князя, самодержца всей России, Михаила Феодоровича, в патриаршествование же святейшего Филарета, отца царева по плоти и духу, — в Персии царствовал шах Аббас. Питая любовь и расположение к благоверному царю Михаилу, Аббас часто отправлял к нему послов с дарами; подобно сему и российский царь присылал к нему послов с дарами. В 7133 г. от сотворения мира (от Р.X. в 1625 г.), в марте месяце прибыл в Москву к благоверному царю Михаилу некий славный посол по имени Урусамбек. Посол этот был отправлен вышеупомянутым шахом Аббасом. Урусамбек привез с собою послание и много ценных подарков. Кроме того, он принес с собою послание и драгоценный подарок святейшему патриарху Филарету — именно: ризу Господа нашего Иисуса Христа, положенную в золотом ковчеге, украшенном драгоценными камнями. В этом послании персидский шах извещал, что риза Христова найдена во время завоевания Иверской страны в митрополичьей ризнице, где она была запечатана в одном из крестов; взяв эту ризу, шах и отправил ее в дар святейшему патриарху Московскому.
Святейший патриарх Филарет с радостию принял сей великий дар, более драгоценный, чем все земные, самые дорогие, подарки; потом патриарх Филарет призвал к себе находившихся в то время в Москве опытных греческих старцев; одни из сих старцев прибыли в Москву из Иерусалима, другие из стран греческих; среди них был, между прочим, Нектарий, впоследствии архиепископ вологодский и велико-пермский, а также и Иоанникий, незадолго перед тем прибывший в Москву со святейшим Феофаном, патриархом Иерусалимским. Святейший патриарх Филарет спросил этих старцев-греков — знают ли они что-нибудь о ризе Господней и что говорят о ней в странах греческих? Каждый из старцев поведал то, что ему было известно. Между прочим архиепископ Нектарий сказал: "Когда я был архидиаконом у святейшего патриарха константинопольского, случилось мне быть посланным от него ради некоторых церковных надобностей в страну Иверскую. Был я здесь случайно в церкви, именуемой "Илета"; здесь я заметил на правом клиросе у первого столпа много возженных свеч. Я спросил священников, бывших там: "Что это?" Они отвечали мне, что здесь положена риза Христова; сказали, что принес ее один из воинов их страны, бывший в Иерусалиме при распятии Господа; поведали также, что много чудес творилось сею ризою Христовою".
Другие из греков сказали святейшему патриарху, что везде — как в Палестине, так и в странах греческих — правоверные единогласно утверждают, что риза Господня находится в Иверии; ибо при распятии Господа был некий воин из страны иверской; этот воин получил по жребию ризу Господню (Ин 19:23-24), после чего отнес ее в свою родную страну — Иверию и отдал ее здесь, как драгоценный подарок, своей родной сестре, бывшей отроковицею; вслед затем этот воин поведал всем о том, что было в Иерусалиме с Господом Иисусом Христом. Отроковица, услыхав рассказ того воина, возлюбила ризу Господню и с благоговением хранила ее. Спустя непродолжительное время после этого, отроковица та умерла. Умирая, она завещала погребсти ее тело, вместо обычных погребальных одежд, в ризе Господней. Так и было сделано. Спустя некоторое время над могилою той отроковицы выросло большое и очень красивое дерево. В царствование великого Константина, императора Греко-Римского [6] (когда Иверия была просвещена святым крещением) из этого дерева стало истекать благовонное и целебное миро; этим миром помазывались все, одержимые какою-либо болезнью или недугом, и получали исцеление. Правоверные цари иверские, видя таковые славные чудеса, выстроили над тем древом красивую церковь, и назначили быть при ней епископу. По прошествии многих лет, когда, по попущению Божию, персы пленили в первый раз Иверию, тогда они разорили и ту церковь, при которой находилось то мироточивое древо. Впоследствии Иверия освободилась от ига персидского; однако древа там уже не было, и миро многоцелебное уже не истекало из места того; только столп означал то место. Что же касается до ризы Господней, то все единогласно утверждали, что она находится в Иверии; многие полагали, что она взята была, по смотрению Божию, во время пленения персидского, верующими с того гроба для сохранения в неприкосновенности. Каким же образом она оказалась потом в церкви митрополии — об этом не сохранилось никаких известий.
Святейший патриарх Филарет выслушал все сообщения о ризе Господней, потом посоветовался с преосвященными российскими архиереями (тогда было время святой четыредесятницы). По совету с ними был объявлен строгий пост и молитва. Потом, совершив всенощное бдение в Неделю Крестопоклонную, святейший патриарх повелел ризу Христа Спасителя и Бога нашего возлагать на недужных подобно тому, как в древности благочестивая царица Елена возложила на мертвеца крест Христов для удостоверения всех в его истинности. И как тогда крест Христов был узнан по причине силы, коею воскрес мертвец, так и теперь подобным же образом все удостоверились в истинности ризы Господней, ибо от нее получили исцеление и скорое выздоровление все болящие, на которых она возлагалась.
И благоверный царь, и святейший патриарх преисполнились великой радости о такой благодати, потом приказали устроить в великой соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, на западной стороне, в правом углу, почетное и особо украшенное место, где было изображение живоносного гроба Христова. Здесь и была положена честная риза Господня. Событие перенесения честной ризы Господней имело место в марте месяце, во время великого поста, но ради великопостного времени празднование перенесения честной ризы Господней перенесено на 10 июля, т.к. этот день был кануном торжественного дня коронования царя Михаила Феодоровича. Службу на день Положения ризы Господней составил Киприан, митрополит Крутицкий. Не следует смешивать Ризу Господню с Его святым Хитоном, который и поныне, по преданию Грузинской Православной Церкви, хранится в мцхетской земле под кафедральным собором Светицховели в Грузии.
"Жития святых святителя Димитрия Ростовского"